Top.Mail.Ru

Станислав Иодковский: «К 2030-му иностранное железо и оборудование увидим только в музее»

 

БОЕВОЙ ОПЫТ

- Как оцениваете темпы импортозамещения на базе опыта вашей компании?

- Темп набирается положительный. Раньше импортозамещение казалось некой лабораторией, где можно поэкспериментировать. Крупные компании, госкорпорации на это смотрели немножко сквозь пальцы. С 2022 года произошла точка невозврата, — начал Станислав Иодковский.

Сервисы перестали работать. Есть указ президента - к 2025 году снять с эксплуатации продукты иностранных разработчиков. Это создает не только уникальный боевой опыт российских компаний, которые за короткий период – три-четыре года – смогут дойти до того уровня качества и сервисов, которые требуются. Но еще и смогут собрать между собой уникальные альянсы: когда десяток российских компаний между собой превращают в единое целостное решение единого целостного ландшафта.

В этом году мы преодолели барьер 50% по импортозамещению. Здесь надо разбирать по каждым системам в отдельности. С точки зрения сервиса корпоративных коммуникаций нашей компании, мы оцениваем уровень импортозамещения больше 60%. Этот темп продолжится до 2025 года. Думаю, что 2030-му мы иностранное железо или оборудование увидим только в музее.

- Мы говорим о транспортной отрасли, в первую очередь?

- Я бы говорил более глобально – про федеральный уровень. Если говорить про транспортную отрасль, то цифровизация транспорта – одна из самых передовых. Мы видели наши транспортные сервисы, такие как Яндекс, каршеринг и прочие. Центры обработки данных, общесистемное ПО, инфраструктурное программное обеспечение. Здесь находилась ключевая точка уязвимости для отрасли.

 

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЗАНИМАЕТ ВСЕГО 2% МИРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

- В какой момент начнется активная экспансия российских разработчиков на зарубежные рынки?

- У России есть уникальный опыт, на него все смотрят и равняются. Очень внимательно методологически разбирают, как происходит процесс отключения от западных технологий. И все понимают, что сейчас необходимо, как минимум, захеджировать, то есть построить параллельную инфраструктуру. Мало ли: завтра вас отключат тоже!

Мы обсуждали дружественные рынки и работу в странах БРИКС. Это непростой процесс. Мало того, что у нас за короткий период из стартапов появляются IT-гиганты, о которых пока не все знают. Но это уже крупные компании, которые занимаются цифровизацией и IT в России.

Им потребуется время, чтобы полностью повторить и где-то превзойти иностранных конкурентов. Огромные инвестиции в выход на IT-рынки. Одна локация для одного игрока – несколько миллионов долларов на то, чтобы просто сказать: здравствуйте, мы есть, такие российские ребята, умеем делать то-то. Умножаем хотя бы на десять стран БРИКС. И это одна компания. А для того, чтобы быть полностью независимыми от иностранного, это приблизительно 10-15 компаний. Это объем инвестиций, который необходимо сделать частному капиталу в высокорискованную экспансию на эти рынки.

Сейчас активно обсуждается история о примере Китая, который субсидировал экспортную выручку, позволял компании HUAWEI демпинговать, выходя на различные рынки.

После 2025 года, когда в России уже рынок более-менее стабилизируется после шоковой терапии, в которой он находился, выйдет на плато, где уже будут сформированы игроки, понятны направления деятельности, рынок самоотрегулируется и произведет заветную экспансию. Потому что это единственный способ выжить. Российский рынок – 2% от международного. И невозможно будет конкурировать, пусть даже на уникальном рынке, его просто недостаточно.

- Каковы перспективы роста российского IT-рынка?

- У нас уникальная математическая школа, наши ребята уже не первый год выигрывают чемпионат мира по программированию. Яндекс.Карты и Google карты – это небо и земля. У нас появился шанс создать уникальную экспертизу и компетенцию. У нас нет права ошибиться или проиграть. Здесь получается сквозной эффект. Выходя на новые рынки, мы расширяем свою школу программистов, начинаем строить цепочки операций, заводы. По сути, мы растем по схожей с Китаем моделью, который уже находится на передовой цифровизации или микроэлектроники.

 

ВНОВЬ ЗАКРЕПИТЬСЯ НА НАШЕМ РЫНКЕ У ИНОСТРАНЦЕВ ШАНСА НЕТ

- Как поменялся процент иностранных игроков на российском IT-рынке?

- Они в каком-то смысле выстрелили себе в ногу. На российский рынок они не вернутся. Их просто здесь уже никто не будет ждать. Произошло невыполнение обязательств, у многих компаний там были размещены заказы на миллионы долларов, которые просто остановились, деньги были потеряны. И так произошло по всей отрасли.

Их оборудование осталось, оно работает. Все пытаются подходить к задаче импортозамещения, исходя из здравого смысла. Плавное замещение критических систем, доэксплуатирование, пока не произойдет амортизация, других систем.

Некоторые игроки пытаются сохранить ниточки. Компания Microsoft до сих пор бесплатно продлевает свои сервисы по онлайн-образованию для российских вузов и школ. Они сохраняют себе пользователей, по сути, воспитывают своих будущих пользователей с детства. Параллельно, даже нарушая некоторые федеральные законы, подслушивают, подсматривают, изучают нашу методологию. Продолжают свои попытки сохранить на нашем рынке. Но я думаю, что шансы невелики.

- Какие IT-решения для российской транспортной отрасли могли бы заинтересовать уже сейчас наших коллег из дружественных стран?

- Наша экспертиза в области цифровых сервисов по шерингу и такси уникальная. Настолько комфортного приложения, наверное, нет нигде. Онлайн-коммуникации стали конкурировать с реальной транспортной отраслью и в каком-то смысле снижают пассажиропоток, когда люди выбирают провести онлайн-видеоконференцию дома либо поехать на работу на встречу.

Наши максимально зрелые сервисы, такие как операционные системы, маркетплейсы, системы коммуникаций, будут двигателем, который за собой будет рождать строительство инфраструктурного ландшафта.

Плюс у нас уникальная практика по искусственному интеллекту. У нас зарождается своя архитектура по процессу, огромные компетенции в области машинного зрения. Мы третья или четвертая страна в мире, кто запускает беспилотный транспорт.

У нас есть уникальные голосовые модели, которые будут применены и к корпорациям, и к частным потребителям. Есть Алиса, как корпоративный сервис Яндекса. Сейчас зарождаются GPT-ориентированные системы для корпораций, которые существенно улучшают жизнь и эффективность компаний.

 

Читайте на KP.RU